Освещение съемки

  Автор:
  2091

Освещение съемки.

Здравствуйте, друзья. Сегодня постараемся, хотя бы частично, разобраться в такой громадной области как освещение фото-видео съемки. Понятно, что трудно получить качественные изображения как в полной темноте, так и при сильной засветке объектива, но надо как-то определяться.

Теоретически, освещение нужно представлять как взаимо- действие трех компонентов: света, объекта съемки и камеры.

Свет – электромагнитное излучение диапазона 1.1014 – 1.1015  гц, справа – диапазон инфракрасного излучения, а слева – диапазон ультрафиолетового, и это нужно учитывать при работе пленочными камерами.

В общем-то, в первую очередь нас интересуют яркость света, его цвет и контрастность света.

Яркость света, испускаемого источником, по-прежнему является важнейшей характеристикой. При проведении видеосъемки, также как и фотосъемки, адекватный уровень яркости позволяет установить наименьшую диафрагму. Благодаря этому изображение будет более резким, с высокой цветовой насыщенностью и меньшими высокочастотными шумами.

Цвет. Источники света с высокой цветовой насыщенностью вносят свой художественный вклад в фотографию. Тем не менее, большинство изображений делается при белом свете, однако, и белый свет представлен гаммой цветов – красным, синим и зеленым примерно в равной пропорции.

Для количественной оценки цвета белого света пользуются шкалой цветовых температур в градусах Кельвина ( оК). Естественно, существуют стандартные цветовые температуры. Одна из них равна 5400оК – это температура дневного света.

Контрастность – характеристика источника света, распознать которую можно, в первом приближении, по границам тени объекта. Если в затененную зону свет не попадает, то предмет имеет четкую, резкую тень. Это состояние определяется как жесткая тень, а источник этого – источник жесткого света.

 

Соответственно, тень не имеющая четких границ считается мягкой тенью и получается она от источника мягкого света.

Следует отметить, что в зависимости от расстояния небольшие источники света всегда дают жесткий свет, а крупные – мягкий свет.

 

Свет и объект.

Выше отмечалось, что освещение – это взаимосвязь света, объекта и зрителя. А как объект влияет на свет? Объект меняет свет и, можно утверждать, что разные объекты делают это по-разному.

Объект может выполнять с упавшим на него светом следующие действия:

— пропускание,

— поглощение,

— отражение.

Пропускание. Если объект полностью пропускает свет, то его нельзя увидеть при падении света под прямым углом. Рефракция – это преломление света при прохождении его под углом из одного материала в другой. Причина рефракции – изменение скорости света из-за материала, и она, в отличие от прямого пропускания, регистрируется на изображении. То есть, полностью прозрачные объекты можно рассмотреть.

Полупрозрачные материалы вроде белого стекла, тонкой бумаги, тонкой ткани пропускают лучи света по случайным, непредсказуемым направлениям. Это – рассеянное пропускание. Этот эффект используется для «смягчения» источника света, например, полупрозрачный материал перед стробоскопом, то же самое, что облако между солнцем и земной поверхностью.

Поглощение. Свет, поглощенный объектом не увидеть, поскольку поглощенная энергия излучается объектом в виде тепловой, т.е. в невидимом спектре.

Большинство объектов поглощают не весь падающий на них свет . Каждый конкретный предмет поглощает световое излучение определенных частот больше чем других. Это избирательное поглощение является фактором, определяющим цвет объекта.

Отражение. Отражением называется явление, когда свет падает на объект и «отскакивает» от него. Понимание отражения, а также управление им, позволяет обеспечить необходимое освещение для получения хорошего результата.

Свет может отражаться от объекта в виде рассеянного отражения, прямого отражения или блика.

На рисунке источник света, размещенный внутри семейства углов,  будет генерировать прямое отражение ( возможны блики). Источник вне семейства углов будет давать рассеянное отражение (что повышает качество изображения).

Такова теория подготовки освещения при проведении съемок. Практическое применение этого рассмотрим в дальнейших материалах.

С уважением, Геннадий Лаптев.

Освещение съемки

   0 голосов
Средняя оценка: 0 из 5
Интересная статья? Поделитесь ею с друзьями:
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *